Стратегическое планирование на предприятии

Стратегическое планирование на предприятии

Процесс выбора целей фирмы и путей их достижения или стратегическое планирование на предприятии – это основа для всех управленческих решений.

Расскажем в статье, что представляет собой эта система и какие методы планирования используются.

Система стратегического планирования на предприятии

Все планирование деятельности предприятия направлено на определение направления развития и оценку тенденций рынка. Оно нужно, чтобы понять как действовать, чтобы фирма оставалась конкурентоспособной.

Чтобы грамотно осуществить стратегическое планирование развития предприятия, необходимо тщательно проработать все этапы, из которых оно состоит, а именно:

  1. Определение целей компании.
  2. Анализ внешней и внутренней среды. Этап включает в себя сбор данных, оценку преимуществ и недостатков компании, а также ее потенциальных возможностей развития.
  3. Определение стратегии.
  4. Реализцаия стратегии.
  5. Оценка и контроль за выполнением поставленных задач.

Рассмотрим, какие методы стратегического планирования на предприятии используются на каждом этапе.

Методы стратегического планирования на предприятии

В процессе определения целей используются метод мозгового штурма и иерархическое дерево целей.

Для анализа внешней и внутренней среды:

  • SWOT-анализ;
  • конкурентный анализ;
  • сравнительный отраслевой анализ;
  • анализ имеющихся ресурсов;
  • функционально-стоимостной анализ;
  • конкурентный анализ по методу Портера.

Для определения стратегии:

  • метод Бостонской консалтинговой группы;
  • метод «Маккинси»;
  • метод кривых освоения;
  • метод жизненного цикла товара;
  • модель Shell/DPM;
  • модель ADL/LC;
  • другие методы.

На третьем этапе также часто используется метод мозгового штурма. Для этого привлекаются не только сотрудники компании, но и эксперты.

Чтобы стратегия была реализована, планирование на предприятии осуществляется с помощью методов сетевого планирования и структуры разбиения работ. Также используется стратегическая карта сбалансированной системы показателей.

На заключительном этапе проводится аудит (как внешний, так и внутренний). На основании аудиторского отчета можно понять, насколько правильной была выбранная стратегия развития.

Стратегическое планирование на предприятии на примере ОАО «МК»

Рассмотрим, как происходит планирование деятельности предприятия на примере предприятия ОАО «Молочный комбинат». Основная цель коммерческой организации – получение прибыли и насыщение рынка конкурентоспобной продукцией. В качестве стратегического направления развития ОАО «МК» выбрало расширение сферы деятельности  посредством производства вкусной и полезной продукции – это миссия компании.

Для ее реализации поставлены следующие цели:

  • ориентация на потребности покупателей;
  • применение новых технологий для обеспечения качества;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • расширение ассортимента;
  • своевременные расчеты с кредиторами;
  • получение прибыли за счет увеличения объемов продаж;
  • строительство собственной сырьевой базы.

Таким образом, собственник уделяет внимание не только финансовому состоянию, но и ассортименту.

Для обеспечения успешной реализации планов проводится SWOT-анализ, в котором определяются сильные и слабые стороны компании, а также возможные угрозы. Предприятие должно разрабатывать стратегию так, чтобы она позволила избавиться от слабостей и предотвратить риски.

На основание проведенного анализа ситуации разрабатывается конкретный стратегический план, состоящий из комплекса технических, экономических, организационных и социальных мероприятий. Качественная проработка позволит повысить технический уровень производства, увеличить выпуск продукции и улучшить процесс использования основных фондов.

На основании плана устанавливаются конкретные задачи. Например, создание новых видов продукции, внедрение новых стандартов качества и т.д.