Суть и правила делегирования задач. Преимущества делегирования

Суть и правила делегирования задач. Эффективное делегирование

С точки зрения менеджмента делегирование задач – это передача руководителем определенного задания подчиненному, у которого достаточно знаний и квалификации для его выполнения.

Читайте в статье, что это такое и какие методы делегирования полномочий используются в этом управленческом процессе.

Суть делегирования

В общем смысле суть делегирования состоит в постановке задачи и наделении полномочиями для ее решения. Такое перераспределение очень важно, так как руководитель видит процесс достижения нужного результата в целом, тогда как для некоторых задач необходимо иметь более детальные знания.

Управленческое делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Под полномочиями понимаются закрепленные права лица, ограниченные должностной инструкцией или иными правилами. Ответственность – это обязательство выполнить поставленную задачу и быть в ответе за результат.

Таким образом, эффективное делегирование – это соответствие между ответственностью и полномочиями.

Руководитель должен делегировать (передавать) сотруднику полномочия, необходимые для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это основной принцип, на котором построена система делегирования полномочий в бизнесе.

Процесс делегирования

Весь процесс делегирования полномочий включает в себя следующие шаги:

  1. Поручение сотруднику конкретной задачи.
  2. Предоставление нужных полномочий и ресурсов для выполнения задачи.
  3. Формулирование обязательств.

Это основные шаги делегирования, которые должны осуществляться в соответствии с определенными правилами. При эффективном делегировании основную часть работы по текущим задачам выполняют сотрудники, а руководитель осуществляет общее управление и контроль, а также берет на себя все риски, занимается стратегическим планированием и выполняет задачи более высокого уровня.

Правила делегирования полномочий

Можно выделить следующие правила делегирования:

  1. Указание конечного результата.
  2. Определение рамок и процесса выполнения задачи.
  3. Обсуждение вопросов с сотрудником на доверительной ноте.
  4. Распределение полномочий и ответственности.
  5. Поручение задачи тому, кто компетентен и знает все нюансы процесса.
  6. Оказание поддержки исполнителю.
  7. Уведомление коллег о том, какие полномочия были делегированы.
  8. Поручение интересной работы, наряду с рутинной.
  9. Пресечение попыток возврата полномочий.
  10. Мотивация сотрудника на выполнение задачи.

Система достаточно сложная, поэтому в процессе делегирования психологические проблемы возникают и у руководителя, и у подчиненного.

Недостатки и преимущества делегирования для руководителя и подчиненных

Основные преимущества делегирования:

  1. Руководитель освобождает время для важных функций управления.
  2. Применение знаний и навыков сотрудников на практике.
  3. Раскрытие способностей и компетенции сотрудников.
  4. Дополнительная мотивация.
  5. Экономия ресурсов.

Помимо преимуществ, к минусам делегирования для менеджера можно отнести:

  1. Есть вероятность, что сотрудник выберет бесперспективный способ решения задачи в виду недостаточности опыта.
  2. Потеря времени, если сотрудник примет неверное решение.
  3. Сотрудники могут действовать неправильно, что отрицательно повлияет на климат в коллективе и нанесет вред авторитету менеджера.

Следует учитывать, что при делегировании ответственность руководителя не уменьшается. По большому счету в глазах вышестоящего руководства ответственность не делегируется.