Думается, что с этой проблемой, так или иначе, сталкивались многие. В этом материале мы попробуем дать несколько советов — как мотивировать себя на борьбу с этим явлением.
По-научному откладывание дел на потом называется прокрастинация (от лат. procrastinatus: pro- «вместо, впереди» и crastinus — «завтрашний»). Как сообщает Википедиа, это понятие ввел психолог Ноах Милграм в 1992 году. Как и все остальное, психологи считают это болезнью. Мы не будем здесь рассматривать действительно клинические случаи, а попытаемся понять — как нормальному человеку откладывать чуть меньше дел «на потом».
Содержание статьи:
Итак, как же бороться с откладыванием дел «на потом»:
1 этап. Разделить дела на 4 категории:
важные срочные — это те дела, которые нельзя отложить (поесть, отвести ребенка в детский сад, почистить зубы и т.п.). Как правило, с этими делами не возникает проблем — все их и так выполняют.
важные несрочные — это самая важная категория.
Это как раз те дела, которые мы все время откладываем «на потом». Это задачи на перспективу («начать делать ремонт на даче»), задачи о здоровье («сходить к врачу») или просто задачи-мечты («выучить итальянский»).
В эту же категорию попадают и неприятные дела — «поговорить с сыном об учебе», «рассказать боссу о какой-то своей давней ошибке» и т.п. То есть, те дела, которые мы откладываем в виду их психологической сложности.
неважные, но срочные — текучка.
«Якобы» неотложные дела, которые в действительности не так уж и важны. «Ежедневные беседы во время обеда», «ежедневная уборка дома». Неважность этих дел не означает, что их все можно вообще не делать, но человек должен осознавать, что они не слишком существенны и отказ от них в пользу дел 1 и 2 категории, если это необходимо, должен быть лёгким и естественным.
неважные и несрочные — это как раз то, что нужно отложить или вообще не делать.
2 этап. Завести ежедневник, блокнот или приложение в смартфоне
Если вы внесли какое-то дело в определенную группу и записали это «на бумаге» — не так уж и просто будет его отложить. Можно также использовать для этих целей назойливые напоминания в телефоне. От них никуда не денешься — придется выполнять.
В общем, для борьбы с прокрастинацией нужно каждый день составлять списки дел.
3 этап. Поставить цели и выполнять их
Когда у вас начнет получаться ежедневное планирование (Этап 2) можно переходить к 3 этапу — постановке глобальных целей. Есть много теорий как это делать. Вопрос очень большой. Предлагаем в рамках данной статьи его не рассматривать.
А напоследок — цитата из Эдгара По (новелла «Бес противоречия»):
Перед нами работа, требующая скорейшего выполнения. Мы знаем, что оттягивать её гибельно. Мы слышим трубный зов: то кличет нас к немедленной, энергической деятельности важнейшее, переломное событие всей нашей жизни. Мы пылаем, снедаемые нетерпением, мы жаждем приняться за труд — предвкушение его славного итога воспламеняет нам душу. Работа должна быть, будет сделана сегодня, и все же мы откладываем её на завтра; а почему? Ответа нет, кроме того, что мы испытываем желание поступить наперекор, сами не понимая почему. Наступает завтра, а с ним ещё более нетерпеливое желание исполнить свой долг, но по мере роста нетерпения приходит также безымянное, прямо-таки ужасающее — потому что непостижимое — желание медлить. Это желание усиливается, пока пролетают мгновения. Близок последний час. Мы содрогаемся от буйства борьбы, проходящей внутри нас, борьбы определенного с неопределенным, материи с тенью. Но если единоборство зашло так далеко, то побеждает тень, и мы напрасно боремся. Бьют часы, и это похоронный звон по нашему благополучию. В то же время это петушиный крик для призрака, овладевшего нами. Он исчезает — его нет — мы свободны. Теперь мы готовы трудиться. Увы, слишком поздно!