Мотивация к учебе
Каждый школьник или студент рано или поздно сталкивается с проблемами на пути получения образования. Чаще всего причиной этого является недостаточная мотивация к учебе.
Содержание статьи:
Мотивация учебной деятельности младших школьников
Мотивационную сферу можно считать ядром личности. Входя в школьную жизнь, ребенок хочет учиться хорошо, получать высокие оценки. Чаще всего мотивами в этом возрасте являются «хочу узнать больше», «в школе интересно», «хочу радовать родителей». Получая хорошие оценки, ребенок поощряется со стороны родителей, учителей, ставится другим в пример.
Продуктивность и успешность учебного процесса определяет мотивация учиться. К учению ребенка побуждает ряд мотивов разного характера. Их можно разделить на 3 блока, каждый из которых рассматривается с точки зрения получаемого результата.
1 — эмоциональный;
2 – мотивационно-целевой;
3 – познавательный.
Блоки последовательно сменяют другу друга, становясь на определенном этапе приоритетными и управляющими. Учебная мотивация младших школьников должна целенаправленно формироваться родителями и учителями, т. к. игровые мотивы, присущие детям этого возраста, могут остаться на последующие годы.
Мотивация к учебе подростков
Глобальные перемены, происходящие в жизни подростков (половое созревание, первая влюбленность, возрастной кризис) неизменно приводят к снижению учебной мотивации. У ребят кардинально меняются жизненные приоритеты, мнение близких людей уже не столь значимо. Дух бунтарства, пробуждаемый в этом возрасте, позволяет ученикам спокойно получать плохие оценки и даже бравировать этим.
Опасность заключается в том, что ребята сами не осознают всей сложности ситуации. «Тяжелая артиллерия» со стороны взрослых в виде наказаний, ругани и шантажа может только все усугубить. Мотивация учебной деятельности учащихся будет результативна, если увязать интересы ребенка с учебными предметами.
Любит ребенок играть на компьютере – заинтересовать его успехами ведущих компьютерных компаний, подсказать, что такие компании охотятся за грамотными специалистами.
Дочь – фанатка иностранных музыкальных групп, ей будет интересно, о чем они поют, а для этого стоит подтянуть в школе «языки». Иногда хорошо мотивирует подростков трудовая терапия, когда они на собственном опыте убеждаются в «прелести» низкоквалифицированного и мало оплачиваемого труда.
Мотивация учебной деятельности студентов
Чтобы обучение студентов было успешным, наиболее значимыми являются внутренние мотивы, т. к. учебные задачи должны быть им не только поняты, но и внутренне приняты.
Мотивация студентов к обучению – процесс достаточно сложный и индивидуальный.
Большинство студентов выбрали СУЗ или ВУЗ осознанно, поэтому учиться намерены с целью приобрести желаемую профессию. Те студенты, которые учатся по настоянию родителей, не настолько заинтересованы в положительном результате, но тоже руководствуются определенными мотивами: будет хорошо учиться – отец купит машину; не закончит ВУЗ – не получит места в семейном бизнесе.
Можно выделить наиболее действенные методы мотивации учебной деятельности, актуальные для большинства студентов:
- Процесс изучения предмета должен быть интересным. Если предмет не имеет к будущей профессии прямого отношения, но преподается нестандартно и интересно – студенты изучают его с удовольствием.
- Метод кнута и пряника. Поощрение студентов за прежние успехи «автоматом» и наказание за лень и поверхностность дополнительными вопросами на экзаменах достаточно эффективно.
- Ориентир не на оценку, а на результат. Важно сориентировать студентов не на промежуточный результат, а на итоговый, открыть возможность применения знаний на практике.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Целью данных методов является формирование мотивации учения, стимулирующей познавательную активность и способствующей получению учащимися учебной информации.
К таким методам относятся:
- Методы формирования познавательных интересов: дискуссии; познавательные и дидактические игры; нестандартная форма преподнесения материала; создание ситуаций новизны учебного материала; учет жизненного опыта учеников.
- Методы стимулирования долга и ответственности в учении: положительный пример; убеждение; благодарность, награды и поощрения; практическая помощь в выполнении требований; создание условий для поиска правильного решения; контроль за выполнением заданий.
Мотивация педагогов и профессиональное развитие
Педагоги – взрослые, состоявшиеся в профессии люди, в большинстве своем выбравшие работу по призванию. Несмотря на внутренние мотивы, для каждого из них имеет значение:
- Мотив самостоятельности или возможности реализовать себя в профессии;
- Мотив личного развития;
- Мотив достижения социального успеха;
- Мотив стабильности и защищенности;
- Мотив соревновательности.
Человек любого возраста, любой профессии и социального статуса в своей деятельности руководствуется определенными мотивами. Успех его деятельности зависит от правильности выбранных мотивов.