Методы решения конфликтов в организации
Любой конфликт в организации – это спор между сотрудниками. Он может быть конструктивным, благодаря чему удастся решить какую-то проблему и сделать работу более эффективной. Или деструктивным, что приведет к ухудшению показателей.
Конечно, любой руководитель должен уметь справляться с такими ситуациями. И в данной статье мы расскажем, какие споры бывают и как их можно решать.
Содержание статьи:
Классификация конфликтов
Все конфликты можно поделить на 3 категории:
- горизонтальные – между сотрудниками разных подразделений, которые не подчиняются друг другу;
- вертикальные – между руководителем и подчиненными в конкретно взятом подразделении;
- смешанные – совокупность горизонтальных и вертикальных конфликтов.
Причины недопонимания могут быть различны.Например, в виду ограниченности ресурсов компании, разные отделы стараются опередить другие. То же самое происходит, когда у нескольких отделов свои цели и задачи, и они немного противоречат друг другу.
И наконец, это могут быть чисто личностные конфликты, когда более опытные сотрудники не согласны с молодыми, или начальник не может найти общий язык с подчиненными.
Методы решения конфликтов в организации
Способы улаживания конфликта напрямую зависит от того, какого рода этот спор. Существует две категории – структурный и межличностный.
В первом случае камнем преткновения являются шероховатости в самой организации. А во втором – есть проблемы в общении между конкретными людьми.
Типы решения структурных конфликтов
Базовых решений всего четыре:
- Координация – установление в компании жесткой иерархии и принцип единоначалия. Таким образом, если между различными отделами возникают споры, их может решить общее руководство. Также можно создать специальное промежуточное подразделение, которое будет координировать работу тех, кто ввязан в конфликт.
- Поощрение – система вознаграждений для тех, кто сумел найти выход из сложившейся ситуации и ликвидировать конфликт. Это могут быть денежные бонусы или продвижение по карьерной лестнице. В дальнейшем это будет стимулировать и других сотрудников.
- Разъяснение требований к работе – каждый отдел, как и каждый сотрудник должен четко представлять, какой результат он должен показывать, каков его круг обязанностей и где оканчивают полномочия. А задача руководителя подробно донести это до подчиненных.
- Установление комплексных целей – руководитель ставит задачу, которая требует усилий разных сотрудников и даже отделов.
Способы поведения в межличностном конфликте
Если сотрудники компании никак не могут найти общий язык, то руководитель может поступить одним из следующих способов:
- Уклонение – начальник просто не замечает конфликт, давая подчиненным самим разобраться. Это тоже выход, если межличностный спор не мешает основной работе компании.
- Сглаживание – начальник поддерживает одну из сторон. Конфликт будет исчерпан, и кто-то из спорящих точно останется доволен, но есть серьезный риск потерять сотрудника.
- Принуждение – начальник решает конфликт силой, попросту приказывая прекратить его. Метод действенный, хотя отношения между сотрудниками точно не улучшатся.
- Компромисс – «золотая середина» решит текущий конфликт, но каждый из сотрудников все равно останется при своем мнении.
- Решение проблемы – самый правильный, но самый сложный способ. Плюс, он не всегда возможен.
Есть еще жесткие тактики поведения в конфликте — об этом отдельная статья
Любой конфликт, как мы сказали в самом начале, можно рассматривать и как положительный опыт. Это возможность наладить работу в коллективе (особенно если речь идет о большой компании) и сделать ее более эффективной.