Бюджетирование в системе управленческого учета
Являясь одним из методов производственно-финансового планирования, бюджетирование в системе управленческого учета позволяет повысить эффективность управления общим бюджетом предприятия, а также его отдельных подразделений. Цель этого типа планирования заключается в определении результатов и финансовых потоков компании.
Содержание статьи:
Система управленческого учета: обозначение и функции
Управленческий учет — это комплексная система, которая включает в себя следующие компоненты:
- прогнозирование доходов и расходов организации;
- привлечение со стороны финансовых средств;
- определение распределительных сегментов поступления средств на счета предприятия;
- учет и сопоставление осуществляемых расходов по плановым показателям;
- составление отчетности о привлеченных и потраченных средствах.
Бюджетирование в управленческом учете является базовым тезисом, на основе которого осуществляется планирование и анализ финансовой деятельности определенной организации или предприятия. Такой подход позволяет укрепить финансовую дисциплину структурных подразделений компании, тем самым обеспечить высокую эффективность в их управлении.
Задачи бюджетирования в управленческом учете
Согласно поставленным задачам, финансовое планирование и бюджетирование на предприятии производится при помощи планирования и определения объемов затрат, а также контроля качества системы менеджмента организации. В рамках этой системы детально разрабатываются операционные планы, как для компании в целом, так и для каждого отдельного подразделения.
Отличительная особенность процессов планирования и бюджетирования в системах управленческого учета заключается в реализации оперативных планов и управленческих стратегий по принципу периодичности – они составляются на определенный период и подвергаются корректировке согласно специфике отдельных центров ответственности.
Результатом бюджетирования в системе управления затратами является финансовая документация, в которой содержатся официальные прогнозы по запланированным на предприятии финансовым операциям. Для обеспечения более эффективного и быстрого анализа и сравнительного сопоставления показателей в процессе бюджетирования используются формы, которые по своей структуре и содержанию аналогичны документам, относящимся к категории бухгалтерской отчетности.
Положение о финансовом планировании и бюджетировании предприятия
Нормативным регламентом, определяющим специфику бюджетного менеджмента на предприятии, является положение о бюджетировании.
Главными аспектами этого положения являются:
- цели бюджетирования в системе управления затратами;
- участники процесса по формированию бюджета компании;
- запланированные форматы бюджетов;
- сроки бюджетирования;
- определение ответственности за исполнение/неисполнение пунктов положения.
Следует отметить, что положение о планировании и бюджетировании предприятия разрабатывается с максимальной детализацией этапов бюджетного управления для участников процесса.
Для каждого предприятия разрабатывается, согласовывается и утверждается отдельное Положение. В документе определяются также все моменты, касающиеся утверждения, порядка пересмотра и изменения Положения.
Особенности решения задач по финансовому планированию деятельности организации
В состав бюджетирования, как инструмента финансового планирования в организации, порядке входят три типа финансовых документов:
- прогноз прибыли и возможных убытков;
- отчет о передвижении финансовых средств;
- балансовый отчет предприятия.
Таким образом, основой бюджетирования и управленческой отчетности является разработка и стратегическое формирование операционных бюджетов подразделений компании. При этом учитываются данные рыночных исследований, стратегии конкурентов и сезонные колебания в сегментах деятельности предприятия.
А основным целевым направлением операционного бюджетирования является стратегическое планирование прибыли и убытков.
См. также статью «Организация управленческого учета«
В то же время, основными принципами бюджетирования в системах управленческого учета остаются: организация финансового управления с учетом различных показателей, схватывание всех уровней управления на предприятии и регулярность процесса формирования бюджетов.