Методы, принципы и содержание управления конфликтом. Что включают в себя?
Специалисты считают, что управление эмоциями в конфликте и его течением вполне возможно. Расскажем, какие методы и принципы существуют и каково содержание управления конфликтными ситуациями.
Содержание статьи:
Содержание управления конфликтами в коллективе
В общем понимании содержание управления конфликтом включает в себя:
- Прогнозирование разногласий. Сюда входит выявление причин конфликта, анализ его функций и оценка развития.
- Предупреждение возникновения конфликтной ситуации. Подразумевается предотвращение столкновения и выявление основополагающих характеристик.
- Регулирование ситуации. Эта деятельность предполагает меры по ослаблению конфликта, ограничению ссоры и стабилизации эмоционального состояния.
- Разрешение конфликта. Предполагается поиск компромисса, достижение договоренности между участниками и решение проблемы.
Это эффективная система управления конструктивными и деструктивными конфликтами. Каждый из перечисленных аспектов важен для успешного разрешения разногласий.
Методы управления конфликтами в организации
Все существующие методы управления конфликтами в организации можно разделить на пять групп. Каждая из них имеет свою область применения:
- внутриличностные – оказывают влияние на одну личность, подразумевают коррекцию собственного поведения и умения выражать мнение, не вызывая негативной реакции окружающих;
- структурные – влияют на конфликты, возникшие в результате некорректного распределения прав, обязанностей, функций, а также плохой организации труда и несправедливости;
- межличностные – подразумевают необходимость выбора стиля поведения участников для предотвращения ущерба личным интересам;
- переговоры – набор тактических приемов, цель применения которых в поиске взаимоприемлемых решений для сторон конфликта;
- агрессивные меры – нежелательные действия, применение которых подразумевает разрешение конфликта с использованием насилия.
О жестких тактиках поведения в конфликте — читайте эту статью
К структурным методам относят:
- разъяснение требований к выполнению трудовых обязанностей;
- применение координационных рычагов воздействия;
- разработка целей организации;
- создание обоснованной и справедливой системы мотивации.
Межличностные методы предполагают использование конкретного стиля поведения. Это может быть приспособление, уклонение, противоборство, сотрудничество или принуждение к принятию определенной точки зрения.
Еще один метод – превентивная форма управления конфликтом. Она направлена на недопущение возникновения спорной ситуации посредством управления социальной системой. К примеру, одним из направлений превентивного предупреждения конфликтов является забота об удовлетворении нужд персонала, а также подбор кадров в соответствии с их психологической совместимости.
Принципы управления конфликтами и стрессами в организации
Общепринятыми принципами управления конфликтами являются:
- Объективность – адекватная оценка ситуации и реалистичное восприятие конфликта.
- Конкретно-ситуационный подход – учет различных взглядов сторон и последовательности развития конфликта.
- Гласность – необходимая информация доводится до сведения заинтересованных лиц.
- Демократичность – социальные интересы участников конфликта защищаются, действия направлены на устранение противоречий.
- Системность – предполагается воздействие на развитие противоречий и поиск путей взаимодействия.
Каждый принцип – неотъемлемая часть решения конфликтных ситуаций. Их применение необходимо для результативного управления подобными процессами.