Двухфакторная теория Герцберга заключается в том, что на мотивацию сотрудников влияют только две группы факторов — гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Ниже представлены основы этой теории двух факторов.
Содержание статьи:
Теория двух факторов Герцберга:
По двухфакторной модели Герцберга существуют:
- гигиенические факторы — это факторы, которые заставляют сотрудников оставаться именно на данной работе, а не искать другую. Иными словами — это те факторы, которые заставляют сотрудника просыпаться по утрам и идти именно в нашу компанию, а не думать о том, где бы найти работу получше.
- мотивирующие факторы — это факторы, которые непосредственно мотивируют сотрудника, т.е. заставляют выполнять свою работу лучше, быстрее, заставляют что-то придумывать, модернизировать, оптимизировать.
Самое парадоксальное открытие Герцберга состоит в том, что деньги (зарплата, премии) относятся к гигиеническим факторам! То есть, по мотивационной модели Герцберга — деньги не мотивируют людей.
А что же тогда мотивирует?
Двухфакторная модель Герцберга
Итак, зарплата не является мотивирующим фактором. Мотивирующими факторами являются признание, интересные задачи, профессиональный рост, возможность обучения, наличие ответственности.
С другой стороны гигиеническими факторами являются зарплата, удобное рабочее место, отношения в коллективе.
Теории Герцберга на практике
На практике при выстраивании системы мотивации или просто при постановке задач сотрудником знание теории двух факторов Герцберга может быть очень полезным. Например, если вы хотите, чтобы ваш менеджер по продажам проявлял больше инициативы — лучше отправьте его на курсы или дайте больше ответственности. Просто повышение зарплаты не повысит его мотивацию.