Содержание статьи:
Эффективность и результативность организации
Это очень важный вопрос для любого менеджера (не только руководителя компании, но и отдела, департамента). Вопрос результативности — это вопрос о целях и их правильной постановке. Вопрос эффективности — это вопрос правильности процесса достижения цели. Об этом данная статья.
Написать эту статью меня натолкнула на мысль книга Ицхака Адизеса «Размышления о менеджменте» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер»).
Кстати, советую – читается легко, много полезного. Это, своего рода, набор статей по разным тематикам менеджмента. Книга не учит как все делать, но заставляет задуматься. На мой взгляд – это важно.
Но, достаточно о книге. Давайте разбираться с терминологией.
Эффективность управления
В каждой организации есть те или иные процессы деятельности. Для выполнения этих процессов затрачиваются определенные ресурсы – денежные, человеческие, материальные.
Показатель «Эффективность» — отвечает на вопрос «Как?».
Если процесс идет с минимально возможными затратами ресурсов – то процесс эффективный. Если ресурсов затрачивается больше, чем необходимо – то процесс становится не эффективным.
Оценить эффективность можно для любого процесса – будь то продажи, бухгалтерский учет или реклама на телевидении или радио. Для того, чтобы оценить эффективность – нужно выработать критерии – сокращение каких ресурсов мы считаем наиболее важным.
Кроме этого, важно учитывать – какой минимальный уровень качества должен быть достигнут.
Результативность организации
Рассмотрим теперь показатель «результативность».
Каждая компания что-то производит (даже услуги – это, своего рода производство). Результат – это то, ради чего организация (или процесс) созданы. Результативность – это результат деятельности.
Например, результат процесса продажи – это клиенты компании. Или вернувшиеся второй раз клиенты. Здесь также важно понять – что является результатом, что первично, а что – нет. Критерий результативности не такой очевидный, как может показаться с первого взгляда.
Важно понимать цель – чего мы хотим достичь. Если цель достигнута, значит – результат есть. Если цель не достигнута – нет результата.
Оценка эффективности и результативности деятельности
Понятно, что в любой организации критерии результативности и эффективности идут всегда вместе. Наиболее оптимальная ситуация, когда мы достигаем цели (результативность) с наименьшими затратами (эффективность).
Но, к сожалению, зачастую – это не достижимая картина. Поэтому, для организации необходимо всегда оценивать – что на сегодняшний день важнее – результат любой ценой, или более эффективное производство, но с чуть менее прорывными результатами.
По Адизесу – этот выбор для оценки зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания. Кстати, про жизненные циклы у него в 2Размышлениях» написано очень внятно, подробно и свежо.
Надеюсь, что статья была вам полезна.
Читайте книги – книги наше все!