Эффективность и результативность процесса работы организации

Эффективность и результативность организации

Это очень важный вопрос для любого менеджера (не только руководителя компании, но и отдела, департамента). Вопрос результативности — это вопрос о целях и их правильной постановке. Вопрос эффективности — это вопрос правильности процесса достижения цели. Об этом данная статья.

Написать эту статью меня натолкнула на мысль книга Ицхака Адизеса «Размышления о менеджменте» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер»).

Кстати, советую – читается легко, много полезного. Это, своего рода, набор статей по разным тематикам менеджмента. Книга не учит как все делать, но заставляет задуматься. На мой взгляд – это важно.

Но, достаточно о книге. Давайте разбираться с терминологией.

Эффективность управления

В каждой организации есть те или иные процессы деятельности. Для выполнения этих процессов затрачиваются определенные ресурсы – денежные, человеческие, материальные.

Показатель «Эффективность» — отвечает на вопрос «Как?».

Если процесс идет с минимально возможными затратами ресурсов – то процесс эффективный. Если ресурсов затрачивается больше, чем необходимо – то процесс становится не эффективным.

Оценить эффективность можно для любого процесса – будь то продажи, бухгалтерский учет или реклама на телевидении или радио. Для того, чтобы оценить эффективность – нужно выработать критерии – сокращение каких ресурсов мы считаем наиболее важным.

Кроме этого, важно учитывать – какой минимальный уровень качества должен быть достигнут.

Результативность организации

Рассмотрим теперь показатель «результативность».

Каждая компания что-то производит (даже услуги – это, своего рода производство). Результат – это то, ради чего организация (или процесс) созданы. Результативность – это результат деятельности.

Например, результат процесса продажи – это клиенты компании. Или вернувшиеся второй раз клиенты. Здесь также важно понять – что является результатом, что первично, а что – нет. Критерий результативности не такой очевидный, как может показаться с первого взгляда.

Важно понимать цель – чего мы хотим достичь. Если цель достигнута, значит – результат есть. Если цель не достигнута – нет результата.

Оценка эффективности и результативности деятельности

Понятно, что в любой организации критерии результативности и эффективности идут всегда вместе. Наиболее оптимальная ситуация, когда мы достигаем цели (результативность) с наименьшими затратами (эффективность).

Но, к сожалению, зачастую – это не достижимая картина. Поэтому, для организации необходимо всегда оценивать – что на сегодняшний день важнее – результат любой ценой, или более эффективное производство, но с чуть менее прорывными результатами.

По Адизесу – этот выбор для оценки зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания. Кстати, про жизненные циклы у него в 2Размышлениях» написано очень внятно, подробно и свежо.

Надеюсь, что статья была вам полезна.

Читайте книги – книги наше все!