Факторный анализ прибыли (валовой, чистой). Примеры расчета
Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.
Содержание статьи:
- 1 Факторный анализ финансовых результатов
- 2 Факторный анализ прибыли от продаж
- 3 Факторный анализ прибыли от продаж – пример расчета
- 4 Факторный анализ чистой прибыли
- 5 Факторный анализ чистой прибыли – пример расчета
- 6 Факторный анализ валовой прибыли
- 7 Факторный анализ валовой прибыли – пример
- 8 Факторный анализ прибыли до налогообложения
- 9 Факторный анализ прибыли до налогообложения – пример
Факторный анализ финансовых результатов
Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:
- Прибыли от продажи;
- Чистой прибыли;
- Валовой прибыли;
- Прибыли до обложения налогами.
Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.
Факторный анализ прибыли от продаж
Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.
Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.
Главными факторами, которые влияют на размер прибыли, являются:
- Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
- Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
- Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
- Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
- Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Факторный анализ прибыли от продаж – пример расчета
Исходная информация:
Показатель | Базисный период, тыс. руб. | Период отчета | Абсолютное изменение | Относительное изменение, % |
Размер выручки | 57700 | 54200 | -3500 | -6,2 |
Себестоимость товара | 41800 | 39800 | -2000 | -4,9 |
Коммерческие затраты | 2600 | 1400 | -1200 | -43,6 |
Административные издержки | 4800 | 3700 | -1100 | -21,8 |
Прибыль | 8500 | 9100 | 600 | 7,4 |
Изменение цен | 1,05 | 1,15 | 0,10 | 15 |
Объем продаж | 57800 | 47100 | -10700 | -18,5 |
Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:
- Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
- Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
- Себестоимость – -5679 тыс. руб.
- Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
- Административные издержки – +1051 тыс. руб.
- Цены – +7068 тыс. руб.
- Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.
Факторный анализ чистой прибыли
Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:
- Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
- Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
- Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
- Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
- Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100
Факторный анализ чистой прибыли – пример расчета
Исходные сведения для анализа:
Показатель | Размер, тыс. руб. | ||
Базисный период | Реальный объем, выраженный в базисных ценах | Период отчета | |
Выручка | 43000 | 32000 | 41000 |
Себестоимость | 31000 | 22000 | 32000 |
Коммерческие издержки | 5600 | 4700 | 6300 |
Управленческие издержки | 1100 | 750 | 940 |
Полная себестоимость | 37600 | 27350 | 39200 |
Прибыль (убыток) | 5000 | 4650 | 2000 |
Проведем анализ:
- Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
- Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
- Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
- Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.
Факторный анализ валовой прибыли
Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.
На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:
- Изменение количества продаваемых товаров;
- Изменение себестоимости продукции.
Факторный анализ валовой прибыли – пример
Исходные сведения приведены в таблице:
Показатель | Базисный период | Период отчета | Отклонение | |
В базисных ценах | В рыночных ценах | |||
Выручка от продаж | 70600 | 79100 | 102000 | 31400 |
Себестоимость | 56550 | 62200 | 79400 | 22850 |
Валовая прибыль | 14000 | 16800 | 22600 | 8600 |
Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли до налогообложения
Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:
- Изменение количества реализуемых товаров;
- Изменение структуры проданных;
- Изменение цен на проданные товары;
- Затраты коммерческого и управленческого характера;
- Себестоимость;
- Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.
Факторный анализ прибыли до налогообложения – пример
Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.
Показатель | Базисный период | Период отчета | Отклонение | Размер влияния |
Прибыль от реализации | 351200 | 214500 | -136700 | -136700 |
Проценты к получению | 3500 | 800 | -2700 | -2700 |
Проценты к выплате | — | — | — | — |
Прочие доходы | 96600 | 73700 | -22900 | -22900 |
Прочие затраты | 112700 | 107300 | -5400 | -5400 |
Прибыль до обложения налогами | 338700 | 181600 | -157100 | -157100 |
По таблице можно сделать выводы:
- Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
- Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
- Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).