Контроллинг персонала на предприятии. Что это?
В условиях высокой конкуренции на предприятиях развивается нестабильность и неопределенность. Для долгосрочного обеспечения эффективной работы внедряется контроллинг. Эта система объединяет и координирует информационное обеспечение, учет и контроль, переводя управление на более высокий уровень.
Контроллинг персонала – это часть общей системы предприятия, цели которой полностью совпадают с стратегическими планами предприятия.
Содержание статьи:
Что такое – контроллинг на предприятии
Структура контроля зависит от структуры предприятия и сферы деятельности. Контроллинг как инструмент управления предприятием – это система, созданная для поддержки руководителей во время разработки стратегических планов, принятия решений, контроля за всеми сферами деятельности.
Основная цель – обеспечить не только существование, но и развитие предприятия. Могут быть разработана система контроллинга для сбора и анализа информации, финансов, планирования, инвестиций, логистики, маркетинга, персонала.
Определение контроллинга можно разделить на 2 части:
- философскую – образ мышления, направленный на повышение эффективности использования ресурсов и долгосрочное развитие;
- инструментальную – сбор информации, анализ и методики для поддержки руководства.
Концепция контроллинга, преследующая информационные цели — это концепция дополнения контроля данными из информационной системы. В идеале информационная система должна стать частью системы контроля, обеспечивая данными о состоянии дел внутри предприятия и во внешней среде.
Если речь идет об управлении персоналом, то это концепция планирования человеческих ресурсов. Разрабатываются инструменты, обеспечивающие повышение производительности. Структура системы зависит от целей и требований руководства.
Функции и задачи контроллинга персонала
В сфере управления человеческими ресурсами контроллеры занимаются структурой, движением персонала, эффективностью и издержками.
В процессе выполняются 4 основные функции:
- построение базы данных по производительности, затратам, мероприятиям с отчетами;
- получение информации для разработки планов по количеству и квалификации работников;
- разработка методик, направленных на устранение недостатков;
- сравнение и анализ информации по запланированному и достигнутому в сфере текучести кадров, издержек и др.
Задачи контроллинга
Задачи по отношению к персоналу делятся на стратегические и оперативные.
Стратегические задачи направлены на перспективу:
- планирование качественных и количественных показателей на длительный срок;
- контроль результатов.
Оперативные задачи направлены на повышение экономической эффективности:
- подбор и расстановка работников;
- развитие (обучение);
- управление рабочим временем;
- руководство персоналом;
- мотивация и сервис;
- увольнение.
Сущность контроллинга
Сущность контроллинга персонала – предоставление информации начальнику отдела кадров, проверка эффективности за каждый отчетный период, определение потребности в дополнительной рабочей силе и повышении квалификации, разработка методик по подбору и стимулированию работников.
Методы контроллинга персонала
Для обеспечения высокой эффективности работы предприятия используются следующие методы:
- сбор информации и формулировка целей по отношению к трудовым ресурсам;
- отражение результатов в общей системе контроля;
- планирование промежуточных показателей;
- контроль за фактическими показателями и сравнение с запланированными;
- выявление и анализ причин, препятствующих достижению целей.
Основная цель – разработать методики, позволяющие руководству принять правильные решения по эффективному использованию человеческих ресурсов.