Материальное и нематериальное стимулирование персонала
Говоря о поощрении сотрудников, обычно работодатели подразумевают материальную составляющую: например, за хорошо выполненную работу могут выдаваться премии или иные виды доплат к окладу. Не всегда материальное стимулирование труда является единственным необходимым компонентом для более успешной и продуктивной работы сотрудников.
Имеют значение и моральные поощрения – например, благодарности за качественно выполненную работу или новые возможности карьерного роста, что повышает заинтересованность человека в эффективном труде. Лучше сочетать материальное и нематериальное стимулирование персонала одновременно.
Содержание статьи:
Материальное и моральное стимулирование труда: цели
Любое стимулирование более эффективной работы сотрудников организации имеет четкие цели, например:
- необходимость повышения продуктивности труда, объема выпускаемой продукции и скорости работы;
- улучшение качества оказываемых услуг или производимых продуктов;
- повышение производительности рабочего оборудования (например, быстрое устранение поломок техники, отсутствие простоев, качественное обслуживание и бережное отношение к оборудованию);
- минимизирование брака на производстве.
Обычно все эти цели достигаются посредством различного рода поощрений сотрудников – при этом стимулирование не обязательно должно быть материальным. Моральная поддержка работы персонала (как и окружающая сотрудников обстановка на производстве) во многом влияет на эффективность и качество выполнения трудовых обязанностей.
Что включают методы стимулирования и мотивации
Существует несколько типов стимулирования сотрудников – и классификация не ограничивается материальными и нематериальными поощрениями. Стимулы также могут быть индивидуальными (относящимися только к одному сотруднику) и коллективными (направленными на весь штат организации в целом).
Материальные поощрения не всегда являются денежными. Денежные стимулы за выполненную работу могут быть такими:
- заработная плата;
- компенсации;
- доплаты;
- премии;
- надбавки.
Неденежные материальные поощрения могут выражаться в выдаче отпускных или санаторных путевок, предоставлении жилья, бытовом обслуживании.
Нематериальное стимулирование не включает каких-либо денежных или бытовых компенсаций, но затрагивает социальные, психологические и творческие аспекты труда.
Например, нематериальное стимулирование может выражаться в:
- предоставлении возможности карьерного роста, командировок, составления гибкого графика работы;
- похвалах;
- вручении орденов, медалей, грамот, благодарностей, дипломов;
- предоставлении возможности участия в принятии важных для коллектива решений;
- создании комфортных психологических условий труда;
- организации корпоративных мероприятий;
- предоставлении права выбора способа решения рабочей задачи.
Практически в любом коллективе используется сразу несколько методов стимулирования персонала. Важно, чтобы использовались не только нематериальные методы, но и материальные тоже, причем лучше, если последние будут преобладать.
Как реализуется система мотивации и стимулирования персонала в организации
Наиболее эффективная схема формирования системы мотиваций в штате сотрудников включает три этапа:
- определение структуры штата и закрепление фиксированного размера поощрений за труд (имеется в виду постоянная заработная плата);
- определение наиболее эффективных аспектов в функционировании штата для расчета доплат и премий (рассчитываются нефиксированные прибавки к заработной плате);
- разработка механизмов стимулирования труда.
В разработке такого рода решений обычно участвуют директора и иные лица, стоящие во главе организации. Они разрабатывают адекватные размеры заработной платы и премий (материальная составляющая при этом преобладает больше, чем моральная).
В чем отличие мотивации от стимулирования? — читайте в этой статье
Для получения доплат сотрудникам требуется качественно и эффективно работать. Рабочая группа при этом в больше степени отвечает за моральную составляющую стимулирования – она создает в коллективе необходимые условия для того, чтобы сотрудники, следуя этим условиям, смогли получить материальные поощрения.
Материальное и нематериальное стимулирование труда: правила
Как показывает практика работы предприятий, существуют негласные правила, которые лучше применять работодателю при формировании системы стимулирования работы персонала на предприятии.
Для материальных наград критерии таковы:
- схема предоставления награждений должна быть понятна сотрудникам, взаимосвязь между выполненной задачей и наградой за это должна четко прослеживаться;
- размер выплат или неденежного поощрения должен быть экономически обоснован;
- система стимулирования должна быть гибкой (выдаваться как можно раньше и в том размере, который отвечает выполненной работе);
- распределение поощрений между персоналом должно быть справедливым;
- материальное стимулирование должно повышать интерес сотрудников к выполнению обязанностей.
Для нематериального стимулирования предусмотрены другие критерии:
- выбор типа нематериального поощрения должен быть обоснован;
- моральное стимулирование должно отвечать уровню развития компании;
- нематериальное поощрение должно затрагивать не конкретного сотрудника, а весь штат в целом;
- стимулирование должно быть направлено на решение в данный момент актуальных для организации задач;
- поощрения должны изменяться и корректироваться, чтобы оставаться актуальными.
Наиболее важным аспектом при составлении в организации схем стимулирования персонала и поощрения качественного и эффективного труда является адекватность поощрения по отношению к выполненной задаче.
Награда не должна быть слишком крупной или чересчур незначительной.
Имеет значение и соотношение материального и морального стимулирования – лучше, если будут присутствовать оба типа поощрения, но первый – в большей степени, чем второй.