Мотивация сотрудников:
основные принципы и подходы
Успешные компании и предприятия не добились бы высокого уровня своего развития без понимания, что такое мотивация сотрудников, и не зная основных принципов и подходов к ней. Одним из ключевых направлений кадровой политики любого предприятия должна являться мотивация сотрудников.
Содержание статьи:
Сущность мотивации
Эффективность менеджмента зависит от понимания мотивации сотрудников. Выяснив, что побуждает человека к деятельности, какими мотивами он руководствуется, можно создать эффективную систему воздействия на человека. Для этого нужно выяснить, почему возникают определенные мотивы и каким образом их можно привести в действие, чтобы активизировать работников.
Таким образом, мотивация (от латинского «двигать») является динамическим фактором, побуждающим к действиям.
Принципы мотивации
Разработанная система стимулирования будет эффективной при условии, что руководитель будет соблюдать ряд принципов:
- Постановка конкретных целей и задач – работники должны понимать, какие задачи они должны выполнить и чего достичь.
- Взаимосвязь целей и вознаграждений – сотрудники должны знать, за какие результаты труда они получат вознаграждение.
- Гласность и учет мнений сотрудников.
- Мониторинг систем стимулирования в других предприятиях и компаниях.
- Изучение ожиданий работников (в ходе опросов и анкетирования).
- Оптимальное сочетание материальных и нематериальных методов стимулирования.
- Индивидуальный подход в стимулировании – то, что важно для одного сотрудника, не нужно другому.
- Применение большей частью положительных стимулов, т. к. преимущество отрицательных стимулов может вызвать в коллективе натянутость и нездоровую конкуренцию.
Структура мотивации
Схематично структуру мотивации можно изобразить таким образом:
Потребность -> мотивы -> действия -> цель -> потребность
Мотивация неразрывно связана с потребностями человека. Испытывая нужду (биологическую, социальную), человек находится в напряжении и должен предпринять действия для ее удовлетворения. Но на действия его должны направить мотивы, т. е. побуждения к действию.
Благодаря мотивации поведение человека становится целенаправленным. Целью выступает то, что может устранить или уменьшить ощущение нужды в чем-то. Достигнув поставленных целей, у человека возникают новые потребности, на реализацию которых его будут направлять прежние или новые мотивы.
Профессиональная работа позволяет человеку удовлетворить не только насущные потребности (пища, жилье, одежда), но и социальные (карьерный рост, самоутверждение, саморазвитие).
Цель и мотивация
Цель – это то, к чему человек упорно стремится, веря в результат и преодолевая трудности. Путь к достижению цели зависит от сложности самой цели и может быть длительным или коротким, сложным или простым. Возникающие сложности могут поколебать веру в положительный исход. В таком случае один человек опускает руки, принимая неизбежность провала, другой – прилагает новые усилия и приходит к желаемой цели.
На достижение цели огромное влияние оказывает мотивация. Чтобы начать действовать, нужно иметь для этого четкое обоснование. В этом может помочь пошаговая стратегия:
- 1 шаг: Для чего я это делаю?
- 2: Это моя мечта и я обязательно ее исполню.
- 3: Что мне мешает и как от этого избавиться.
- 4: Мне это нужно во что бы то ни стало.
- 5: Мой конкурент – я сам (нужно сравнивать свои достижения, а не чужие).
- 6: Моя мечта уже за поворотом (не стоит притормаживать, а наоборот стремиться достигнуть мечты финальным рывком).
- 7: Прошлое мне не мешает (нельзя вспоминать прошлые неудачи).
Критерии мотивации
Степень соответствия, к которой стремится работник, можно назвать критерием мотивации. Благодаря критериям мотивации можно выявить уровень профессиональных знаний и навыков работников, наметить наиболее эффективную систему взаимоотношений между руководителями и сотрудниками.
Основными критериями мотивации считаются:
— потребности;
— стимулы;
— вознаграждение.