Прибыль предприятия: виды, анализ, расчет
Один из основных показателей экономико-хозяйственной деятельности — прибыль предприятия. Читайте, за счет чего происходит формирование и использование прибыли предприятия, какие виды имеет этот элемент, как его рассчитать и проанализировать.
Содержание статьи:
Виды прибыли предприятия
Различают следующие виды прибыли предприятия:
- Балансовая – итоговый результат экономико-хозяйственной деятельности, определяемый на основе данных бухгалтерского учета.
- Валовая – чистый доход фирмы, разница между нетто-выручкой и себестоимостью без учета управленческих и коммерческих расходов.
- Чистая – средства, остающиеся после вычета всех расходов из общего дохода.
- Маржинальная – превышение выручки над переменными расходами.
- Номинальная – прибыль, отражаемая в финансовой отчетности. Соответствует балансовой.
- Реальная – номинальная с учетом инфляции.
- Нераспределенная – итоговый финансовый результат деятельности за отчетный период с учетом вычета налогов и других обязательств.
По своей сути нераспределенная прибыль соответствует чистой прибыли. Каждый вид прибыли важен для оценки эффективности деятельности предприятия.
Формирование прибыли предприятия
Эффективное управление прибылью предприятия заключается в грамотном формировании и распределении ресурсов фирмы.
Прибыль компании образуется за счет получения общего дохода. Это совокупный объем всех денежных средств, которые получает фирма за ведение экономико-хозяйственной деятельности. Прибыль в большей степени зависит от объема реализованной продукции/работ/услуг, а также конкурентоспособности предприятия и его маркетинговой и инвестиционной политики.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Экономический анализ прибыли предприятия необходим для определения причин, которые повлияли на изменение объема прибыли, и подготовку рациональных управленческих решений.
Для этого выполняются следующие виды работ:
- оценка эффективности существующего планирования с учетом динамики результатов;
- изучение структуры и формирования прибыли;
- изучение факторов, влияющих на формирование прибыли;
- качественная оценка прибыли;
- анализ существующего распределения прибыли;
- определение резервов для возможности роста объема прибыли;
- формирование рекомендаций для эффективного распределения прибыли.
В целом, прибыль и рентабельность предприятия зависят от грамотного анализа, планирования и распределения доходов.
Показатели прибыли предприятия
На практике используется целая система показателей прибыли предприятия. Они распределены по группам – расчетные, аналитические, для целей учета (бухгалтерского или налогового).
Показатели могут различаться по направлениям деятельности фирмы, разновидностям продукции, конкретным разработкам или проектам. Сравнение и анализ показателей позволяют корректировать управленческие решения и вырабатывать эффективную стратегию развития компании.
Расчет прибыли предприятия
Чтобы произвести расчет прибыли предприятия, необходимо вычесть из общего объема доходов компании совокупный объем затрат.
То есть формула выглядит так:
Прибыль = Доход – Затраты.
Доход – это сумма денежных поступлений от всех видов деятельности предприятия. Затраты включают в себя постоянные и переменные показатели.
Постоянные затраты не меняются, они представляют собой фиксированные суммы. Сюда входит, к примеру, плата за аренду помещений. Не имеет значения сколько вы продадите продукции, арендная плата останется на прежнем уровне. Постоянные затраты можно приблизительно посчитать в начале отчетного периода.
Переменные затраты, напротив, напрямую зависят от объема реализованной продукции, оказанных услуг или выполненных работ. Этот показатель находится «в связке» с уровнем производства.
К переменным затратам, например, относится приобретение сырья. Если при печати 10 газет нужно 3 кг типографской краски, то для напечатания 50 шт. потребуется в пять раз больше сырья. В связи с этим растут и переменные затраты типографии.
К этому виду затрат относятся такие статьи расходов как стоимость материалов, некоторые разновидности налогов, прямые затраты труда.
Использование прибыли на предприятии
Прибыль призвана выполнять стимулирующую функцию. Благодаря повышению ее объема становится возможным развитие производства, а также повышение конкурентоспособности и рентабельности предприятия.
Организации используют для развития своего бизнеса и других нужд чистую прибыль. Она перечисляется на два больших направления – накопление и потребление. Эффективное использование возможно только при условии согласованности действий по распределению прибыли.