Формирование кадровой политики организации: принципы, этапы формирования
Работа с персоналом подразумевает использование определенных методов и норм. Расскажем, что участвует в формировании кадровой политики организации, какие этапы и принципы кадровой политики существуют и что влияет на ее критерии.
Содержание статьи:
Сущность кадровой политики
Кадровая политика – это комбинация способов, инструментов и правил, направленных на управление сотрудниками фирмы. Формирование кадровой политики организации необходимо для обеспечения грамотного и результативного руководства сотрудниками.
В элементы кадровой политики входят:
- стиль руководства;
- принципы и нормы, принятые в компании;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный трудовой договор.
Применяются следующие принципы кадровой политики:
- принцип единой для всех необходимости достижения целей;
- соответствия поставленных задач качествам работника;
- индивидуальности;
- практических достижений работников;
- отбора кандидатов на конкурсной основе;
- ротации;
- соответствия должности;
- регулярности оценки индивидуальных качеств сотрудников;
- оценки и повышения квалификации;
- соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы.
Это не исчерпывающий список принципов. Существуют и иные.
Цели и задачи кадровой политики
Все цели кадровой политики сводятся к одному – к обеспечению баланса процессов обновления и сохранения персонала в соответствии с потребностями компании, требованиями законодательства и текущими характеристиками рынка труда.
В целом, задачи кадровой политики следующие:
- соблюдение норм законодательства в сфере труда;
- наполнение штата эффективными сотрудниками, которые соответствуют требованиям их должностей;
- формирование приятной атмосферы в коллективе;
- разумное распределение нанятых сотрудников;
- стимулирование персонала;
- разработка системы обучения и повышения квалификации работников.
Возможны также иные цели кадровой политики, которые не противоречат требованиям трудового законодательства.
Факторы, влияющие на кадровую политику
Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на кадровую политику. Рассмотрим обе группы.
Внешние:
- текущие характеристики рынка труда – демографическая ситуация, выбранная стратегия в области образования и т.д.;
- экономическая ситуация в стране;
- технический прогресс – наличие возможностей для повышения квалификации или переквалификации;
- правовое регулирование сферы труда и социального обеспечения и др.
Внутренние:
- задачи, которые стоят перед компанией;
- выбранная управленческая стратегия;
- стиль управления и манера руководства;
- финансирование мероприятий для персонала.
Могут быть и иные внутренние и внешние факторы.
Основные направления кадровой политики
Выбранные в компании направления кадровой политики связаны с существующими задачами предприятия. Как правило, меры направляются на следующие области:
- управление персоналом фирмы, основанное на стремлении к достижению персональных и общефирменных целей;
- грамотный подбор и эффективное использование набранных сотрудников в соответствии с заявленными на предприятии требованиями;
- подбор специалистов, тщательная подготовка и проведение обучения для дальнейшей возможности занять руководящую должность;
- оценка качества персонала, проведение аттестационных мероприятий, разработка показателей, по которым может проводится оценка труда;
- совершенствование знаний и умений работников;
- использование стимулирования и мотивации.
Грамотное и продуманное сочетание всех направлений кадровой политики обеспечивает компанию стабильным и профессионально пригодным персоналом.
Этапы формирования кадровой политики
Алгоритм разработки включает конкретные этапы построения кадровой политики:
- Проведение подробного анализа для дальнейшего прогнозирования возможностей совершенствования деятельности фирмы.
- Определение стратегии, целей и задач фирмы.
- Работа по разработке основополагающих принципов подбора и управления кадрами, установление приоритетов.
- Утверждение разработанных принципов и приоритетов у руководства.
- Донесение внесенных корректировок до сотрудников, сбор и анализ мнений и предложений.
- Оценка расходов на внедрение мер кадровой политики.
- Произведение работ, связанных с планированием оперативных мероприятий – определение на перспективу потребности в сотрудниках и оптимальной численности работников, создание штатного расписания и т.д.
- Внедрение способов, методов и программ по совершенствованию сотрудников, наполнению штата.
- Расчет и анализ проведенных мероприятий и выявление недостатков для корректировки управленческих действий.
Это полезно знать при формировании кадровой политики:
Типы кадровой политики – открытая/закрытая, активная/пассивная
Важным элементом политики управления персоналом также является разработка разнообразных мер по адаптации работников и их дальнейшая мотивации.