Стратегия организации в менеджменте. Что это?
Объясняем простыми словами
В общем понимании стратегия в менеджменте – это процесс управления, подразумевающий комплексное принятие мер, направленных на долгосрочную перспективу во всех сферах жизнедеятельности фирмы. Эти мероприятия необходимы для «выживания» фирмы в условиях рынка и экономической ситуации.
Содержание статьи:
Стратегия – что это в менеджменте (определение)
Итак, стратегия организации в менеджменте – это управленческие действия, которые нужны для постановки задач для поддержки работы компании и ее взаимоотношений с внешними элементами. Сюда входит разработка политики, планирование и распределение ресурсов фирмы.
Для реализации стратегии используются существующие ресурсы компании, а также результаты анализа внутрифирменной и внешней среды, где предприятие ведет деятельность.
При этом осуществляется контроль достигнутых результатов и корректировка стратегического плана на будущие периоды.
Анализ и разработка стратегии предприятия
Общая миссия и стратегия компании базируются на анализе среды, где фирма ведет хозяйственную деятельность.
К учету принимаются:
- внешняя среда – политическая обстановка, состояние экономики, социальная ситуация и т.д.;
- отраслевая – поведение конкурентов, покупательская способность, взаимоотношения с контрагентами и т.д.;
- внутрифирменная – выявление сильных и слабых сторон существующих ресурсов.
Уровни анализа соприкасаются между собой. Так, к примеру, конкурентная стратегия предприятия разрабатывается на уровне отрасли, но с учетом внешней среды и ситуации внутри фирмы.
Результаты анализа необходимы для принятия стратегических решений и ответов на вопросы:
- каким бизнесом занимается компания;
- как выглядит потенциальный клиент, что считается для него ценным;
- какова география бизнеса;
- с какими рисками может столкнуться компания;
- какими навыками следует овладеть фирме;
- в чем особенность продукта фирмы в отличие от конкурентов и др.
Ответы на эти и прочие вопросы позволяют фирме выстроить краткосрочные и долгосрочные цели, а также принять решения, предусмотренные понятием стратегии организации.
Реализация стратегии организация – этапы, задачи
Все мероприятия по разработке стратегии включают такие этапы:
- Анализ среды (как внешней, так и внутрифирменной).
- Определение миссии фирмы, то есть смысла ее существования.
- Постановка целей.
- Разработка плана действий (стратегии).
- Реализация.
- Оценка реализации и при необходимости корректировка целей, действий, миссии или предпринимаемых мер.
Для анализа среды, где фирма ведет бизнес, как правило используется метод SWOT-анализа. В этом случае создается общая картина и выявляются недостатки и преимущества компании.
Для определения миссии и целей привлекаются все ключевые сотрудники фирмы, так как от результата разработки зависит вся деятельность.
Цели должны быть конкретными, ограниченными по времени и измеримыми.
Выбор стратегии
Выбор стратегии и оптимальных действий зависит от специфики бизнеса, а также состояния внешней и внутрифирменной среды. Важно определить конкретные мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, и ресурсы, требуемые для реализации.
Для успешной реализации нужно грамотное выполнение управленческих функций. Менеджеры проводят планирование, организовывают рабочий процесс, стимулируют персонал и контролируют факт выполнения микро- и макрозадач. Успешность стратегии и ее реализации устанавливается на этапе оценки.