Типы (виды) мотивации персонала в организации. Классификация
Жизнь любого человека представляет собой процесс постоянного движения вперед, достижения новых результатов, преодоления трудностей. Движущей силой в этом процессе является мотив, объясняющий смысл поступков и действий. Зависимость действий человека от мотива раскрывают типы мотивации.
Содержание статьи:
Мотивация: понятие и виды
Комплекс стимулов (внутренних и внешних факторов), которые побуждают человека к действиям и есть мотивация.
Психологи не пришли к единому мнению, какая бывает мотивация. Большинство из них выделяют основные виды мотивации:
-
В зависимости от источника возникновения:
— внешняя – мотивация, не связанная с содержанием какой-либо деятельности, а продиктованная внешними факторами (участвовать в соревнованиях с целью получения награды);
— внутренняя – обусловленная желанием человека действовать ради получения собственного удовлетворения (заниматься спортом для улучшения самочувствия).
-
В зависимости от качества стимулов:
— положительная – мотивация, гарантирующая получение собственной выгоды, успеха, достижений (хорошо выполненное задание позволит получить премию и уважение коллег);
— отрицательная, при которой мотивирующим фактором выступает что-то отрицательное (штраф за опоздание на работу дисциплинирует сотрудников).
Данные виды мотивации персонала в организации считаются наиболее эффективными (метод кнута и пряника).
-
В зависимости от необходимости обоснования:
— устойчивая – мотивация, удовлетворяющая естественные потребности человека в пище, жилье и др.;
— неустойчивая – требующая постоянных внешних стимулов.
Известны и другие виды мотивации труда – в зависимости от применяемых способов:
- нормативная – идейно-психологическая мотивация, побуждающая человека к действию;
- принудительная – применение власти или угроз;
- стимулирующая – влияние на личность посредством обещанных благ.
Виды мотивации учебной деятельности
Выделяют 2 основные группы мотивов:
- Познавательные – направленные на получение новых знаний;
- Социальные – связанные со взаимодействием учащихся со сверстниками и взрослыми.
И познавательные, и социальные виды учебной мотивации отвечают динамическим характеристикам: устойчивостью, модальностью (эмоциональным окрасом), выраженностью мотива, силой и быстротой.
Известные модели мотивации
- Модель Абрахама Маслоу – основоположника одной из наиболее популярных теорий мотивации, представляет собой 5-уровневую пирамиду потребностей человека:
1 (низший) уровень – физиологические потребности (дыхание, сон, пища и др);
2 – потребность в безопасности (материальная обеспеченность, жилье, юридическая защищенность);
3 – потребность принадлежать к какой-либо группе (родственники, коллеги), получать поддержку и понимание;
4 – потребность в уважении;
5 – потребность в самоутверждении, раскрытии личностного и профессионального потенциала.
По мнению Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности постепенно – от первичных (физиологических) до высших.
- Модель мотивации В. Врума, основанная на теории ожиданий, подчинена законам математики и выглядит как произведение 3 переменных:
— ожидание того, что выполненные действия приведут к необходимому результату;
— ожидание вознаграждения за достигнутый результат;
— валентность, отражающая степень проявления отдельных мотивов.
Мотивация по данной модели пропорционально зависит от значений каждого из переменных – чем выше значение, тем выше мотивация. В случае нулевого значения одного из сомножителей мотивация также будет равна нулю.
Классификация мотивации в зависимости от групп потребностей
- Материальная – мотивация, стимулирующая к повышению достатка, уровня жизни (премии, повышение зарплаты, льготы, ценные подарки и др).
- Некоторые виды нематериальной мотивации:
— трудовая – связанная с организацией труда, изменением его содержания, режима и условий;
— статусная – удовлетворяющая стремление человека занять более высокую должность, выполнять более ответственные задания.
Разные виды нематериальной мотивации персонала не менее материальных стимулируют сотрудников к улучшению качества работы.
Основные формы мотивации
В зависимости от сферы деятельности применяются разные формы мотивации персонала:
- Зарплата;
- Премии;
- Льготы:
— внутрифирменные (питание, кредиты, покупка продукции по льготной цене);
— нематериальные (прибавка к отпуску, отгулы, гибкий трудовой график);
- Повышение сотрудников в должности;
- Создание положительной атмосферы в коллективе (сплочение неформальных групп);
- Делегирование сотрудникам вопросов управления.