Какие бывают виды конфликтов в менеджменте
Выделяют различные виды конфликтов в психологии. Для успешного разрешения спорных ситуаций в рамках одной фирмы менеджеру необходимо знать, какие существуют виды конфликтов, как они подразделяются и в чем их главное отличие друг от друга.
Содержание статьи:
Какие бывают виды конфликтов
Можно разделить все основные виды и типы конфликтов на две большие группы: внутренние и внешние. К первой группе относятся внутриличностные противоречия человека с самим собой. Они возникают, когда личность сталкивается с тем, что ее внутренние позиции не совпадают с внешними требованиями. К примеру, если работник не удовлетворен трудовой деятельностью, которой занимается.
Если говорить о внешней группе, то к видам конфликтов в деловых отношениях относятся:
- Межличностные виды конфликтов в организации – вовлечены два и более человек. При этом индивиды считают, что имеют абсолютно противоположные цели, ценности и линии поведения.
- Между личностью и группой. Вызваны несовпадением личных и групповых норм поведения. Человек, не принимающий установок группы рискует остаться в одиночестве.
- Межгрупповые. Могут возникать между администрацией и отделами, а также между другими формальными и неформальными группами.
Если говорить о том, какой вид конфликтов является самым трудноразрешимым для менеджера, то наибольшую сложность вызывает межличностный конфликт. В этом случае между людьми может возникнуть беспочвенная неприязнь, которая вообще мало поддается каким-либо внешним корректировкам и способам разрешения.
Какие еще бывают виды конфликтов (кратко)
Все виды конфликтов в менеджменте делятся на несколько категорий. Кратко рассмотрим каждую из них.
По организационным уровням:
- горизонтальные – участвуют различные отделы, формальные и неформальные группы лиц и т.д.;
- вертикальные – задействованы различные уровни организационной иерархии;
- смешанные – имеют элементы вертикальных и горизонтальных конфликтов.
По области возникновения и дальнейшего развития:
- деловые – касаются трудовой деятельности и выполнения возложенных обязанностей;
- личные – возникли на фоне неофициальных отношений.
По степени проявления:
- скрытые – касаются двух индивидов, обычно выражаются в виде интриг, намеренных нечестных действий против друг друга;
- отрытые – развиваются под контролем менеджера, поэтому не столь опасны для компании и коллектива.
По характеру образования:
- объективные – связаны с наличием реальных проблем и дефектов, стоят на деловой основе и возникают в процессе развития предприятия;
- субъективные – характеризуются различными оценками событий и взаимоотношений с точки зрения личного понимания, всегда эмоциональны и выстроены на несовместимости людей во взглядах и непонимании друг друга.
Полезно изучить: Основные причины возникновения конфликтов в организации
Помимо этого, виды конфликтов в деловых отношениях делятся по последствиям, которые возникают после завершения спорной ситуации.
Виды конфликтов по его последствиям
Ранее считалось, что конфликт – это результат неэффективного управления компанией. Однако сейчас очевидно, что в некоторых случаях конфликтные ситуации помогают достигать лучших результатов деятельности фирмы.
По возможным последствиям конфликты делят на:
- конструктивные – приводящие к развитию фирмы;
- деструктивные – наносящие фирме ущерб.
Полезно изучить: Как разрешить конфликт на работе?
При неправильном руководстве конфликтом конструктивный вид может превратиться в деструктивный. Менеджер должен уметь преодолевать любой тип конфликта до возникновения нежелательных последствий. Развивающийся конфликт может навредить не только личности или группе, но и всей фирме в целом.