Стратегия управления финансами. Что это?
Объясняем простыми словами
В целом, финансовая стратегия организации представляет собой один из основополагающих рычагов управления деятельностью всей фирмы. Это неотъемлемая сфера стратегического развития компания, которая согласуется со всеми целями и задачами.
Содержание статьи:
Стратегия управления финансами – это что?
Общая функциональная финансовая стратегия предполагает разработку тактических и оперативных целей. При этом учитываются показатели макроэкономики, темп технологического роста, политические условия, способы регулирования финансовой деятельности и иные факторы. Учет этих показателей требуется для исключения рисков понижения уровня доходности фирмы.
Главная цель финансовой стратегии – обеспечение фирмы достаточным количеством материальных ресурсов.
Продуманный план позволяет:
- выявить материальные ресурсы;
 - определить оптимальные методы управления;
 - определить, на каких видах деятельности стоит сконцентрироваться;
 - подготовить резервный фонд фирмы;
 - понять, насколько стратегия соответствует экономической ситуации и материальному потенциалу фирмы и т.д.
 
В рамках финансовой стратегии происходит привлечение различных ресурсов фирмы, установка деловых связей, а также разработка антикризисных и иных мероприятий.
Виды финансовой стратегии предприятия
Различают генеральную и оперативную финансовую стратегию.
Генеральная определяет, в каком направлении будет развиваться фирма и ее связь с бюджетами разных уровней. При этом также происходит образование и распределение прибыли фирмы.
Оперативная подразумевает финансовое управление и распределение материальных активов, а также контроль над распределением денежных средств, поиск резервов и т.д. Если генеральная стратегия является долгосрочной, то оперативная разрабатывается на конкретный период – месяц, квартал, год.
Разработка и выбор финансовой стратегии – инструменты и методы
К инструментам относят:
- финансовую политику;
 - мероприятия по улучшению уровня фирмы на конъюнктурном рынке;
 - информационное оснащение;
 - соглашения временного характера;
 - диверсификацию;
 - юридическую тактику.
 
К методам относят:
- планирование;
 - моделирование;
 - анализ;
 - экспертизу рынка;
 - прогнозирование.
 
Инструменты и методы финансовой стратегии часто соприкасаются с другими стратегическими направлениями.
Так, например, применение организацией стратегии ценообразования проявляется, когда требуется обеспечить сбыт продукции в актуальных рыночных условиях.
При этом учитывается не только финансовая, но и маркетинговая стратегия.
Разработка финансовой стратегии фирмы — этапы
Алгоритм разработки финансовой стратегии:
- Анализ финансового состояния компании (бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках прошлых периодов).
 - Определение периода, на который разрабатывается стратегия. Обычно не превышает пяти лет.
 - Разработка целей деятельности фирмы. Главная цель – снизить риски и увеличить рыночную стоимость.
 - Формирование плана действий и конкретных мер.
 - Разработка финансовой политики, то есть оптимальных рычагов управления фирмой.
 - Организация процесса работы для реализации разработанной стратегии. Создание подразделений и распределение прав и обязанностей, а также разработка системы мотивации.
 
После того, как все этапы будут проведены, становится возможным оценить эффективность финансовой стратегии и скорректировать ее, если нужно.
