Виды (типы) стратегий предприятия в менеджменте
Стратегия фирмы – это совокупность мер, рассчитанных на развитие и обеспечение достижения целей с помощью координирования и корректного распределения ресурсов.
Существуют различные типы стратегии организации. Благодаря им определяется, как оптимально развиваться фирме, пути выполнения задач и особенности деятельности.
Содержание статьи:
Классификация стратегий развития предприятия
Все типы стратегий предприятия подразделяются на три группы:
- Корпоративные – определяют основополагающие направления фирмы и способы достижения глобальных целей.
- Бизнес-стратегии – мероприятия для достижения и удержания конкурентоспособности.
- Функциональные – требуются для решения задач внутри фирмы. Затрагивают такие сферы, как рекламу, производственные процессы, сотрудников и т.д.
Расскажем о видах стратегий компании подробнее.
Корпоративные виды стратегий развития организации
К корпоративным причисляют следующие стратегии:
- роста;
- стабилизации;
- сокращения;
- сочетания.
Стратегия роста – увеличение показателей в сравнении с прошлым периодом. Применяется в активно расширяющихся сферах деятельности. При этом рост может быть внутрифирменным (увеличение количества товарных категорий) или внешним.
Стратегия стабилизации – корректировка целей с учетом инфляционных изменений. Используется в зрелых, стабильных отраслях, когда фирму устраивает ее положение на рынке.
Стратегия сокращения – уменьшение показателей в сравнении с уровнем прошлого периода, отказ от невыгодных направлений деятельности и подразделений, переориентация или ликвидация материальных активов. Применяется при ухудшении показателей, невозможности достижения целей, низкой конкурентоспособности, а также когда требуется пересмотр организации всех бизнес-процессов.
Стратегия сочетания – объединение комплексных мер, представленных в разных подгруппах. Используется в масштабных предприятиях, которые ведут деятельность в нескольких областях.
Полезно: как написать стратегию развития компании
Виды бизнес-стратегий
Эта группа видов стратегий в стратегическом менеджменте включает такие категории:
- продуктово-рыночная;
- конкурентная;
- зарубежное инвестирование;
- экспортная деятельность;
- управление набором отраслей.
Продуктово-рыночная – определение разновидностей продуктов и услуг, а также сфер и рынков сбыта товарных категорий и технологий. Это одна из первостепенных стратегий.
Конкурентная стратегия подразумевает совокупность мер, определяющих движение фирмы на рынке. Решения здесь принимаются исходя из оценки показателей рынка (спроса, угроз, конкуренции и др.).
Зарубежное инвестирование и экспортная деятельность подразумевают создание собственного производства за границей и поиск рынков сбыта для экспорта.
Управление набором отраслей – вычисление объема капиталовложений на основе относительного объема производства, конкретной продукции и общей деятельности компании. При использовании этой стратегии происходит перераспределение капитала и направление финансовых вложений.
Функциональные виды стратегий в менеджменте
К функциональным видам стратегий относят деятельность по следующим направлениям:
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- реклама;
- производство;
- управление персоналом;
- финансирование.
В НИОКР входят основополагающие исследования, прикладные разработки, подготовка производственных процессов, увеличение технического уровня, создание новой продукции, совершенствование управления и рациональное использование ресурсов.
Стратегия маркетинга – гибкость компании, проявляемая при приспособлении к условиям рынка. Производственная стратегия направлена на увеличение результативности процесса производства и использования мощностей.
Все виды стратегий управления человеческими ресурсами (персоналом) подразумевают повышение производительности труда и формирование трудовых отношений в коллективе.
Финансирование отражает процессы формирования капитала и текущих затрат.