Основные причины возникновения конфликтов в организации
Конфликт – это всегда столкновение противоположных интересов, мнений или целей. Причины конфликтов в организации кроятся в противоречивых взглядах на ту или иную ситуацию.
Такие противоречия могут быть внутренними и внешними, основными и второстепенными, объективными и субъективными. Рассмотрим в статье, какие причины конфликтов в коллективе на фирме встречаются чаще всего.
Содержание статьи:
Причины возникновения конфликтов в организации
Как правило, причины конфликтов в обществе связаны с тем, что один человек считает, что действия или желания другого человека ему угрожают, создают неравное положение, принижают его и т.д.
Для развития конфликтной ситуации достаточно инцидента, после которого один человек начнет своими действиями ущемлять интересы другого члена общества.
Причинами межличностных конфликтов в организации могут быть следующие проявления:
- недоверие к определенному лицу или группе лиц;
- нежелание слушать собеседников;
- регулярное принижение другого человека;
- акцентирование внимания на различиях между сторонами;
- нежелание признавать свои упущения, ошибки и правоту другого человека;
- навязывание своей точки зрения;
- проявление категоричности в суждениях;
- неуважительное отношение к людям и т.д.
Рассмотрим объективные и субъективные причины конфликтов в менеджменте.
Объективные и субъективные причины конфликта
Объективные причины заключаются в обстоятельствах или условиях, которые проявляются и осуществляются независимо от человеческого волеизъявления.
К объективным причинам конфликта относятся:
- неравномерное распределение ресурсов и недостаточное материальное обеспечение;
- несовершенство правовых норм, установленных в государстве;
- несоответствие структуры предприятия виду осуществляемой деятельности;
- неотлаженная система коммуникаций в организации и т.д.
Субъективные причины, способствующие возникновению конфликта, представляют собой комбинацию индивидуальных особенностей человека. К ним относят:
- разногласия на почве религии, мировоззрения и морально-нравственных ценностей;
- несоответствие личных качеств или способностей занимаемой должности;
- ошибочные решения, принимаемые руководством;
- различие или пересечение интересов членов организации;
- различие ценностей;
- конкуренция в процессе распределения материальных ресурсов и прибыли и т.д.
Эта группа причин наиболее сложна в определении, так как может возникнуть в любой момент времени и характеризуется личными мотивами.
Предупредить появление конфликтной ситуации, основанной на субъективных причинах, в трудовом коллективе можно только при осведомленности менеджера о характере сотрудников и умении эффективно применять эти знания.
Основные причины конфликтов в организации
Существуют наиболее частые основания для возникновения конфликтной ситуации.
Так основными причинами конфликтов в организациях являются:
- неравномерное распределение каких-либо благ;
- трудности, возникающие в процессе совместной работы;
- расхождение интересов;
- самореализация, борьба за лидирующее положение;
- плохие условия труда.
Причинами возникновения конфликтных ситуаций в организации могут стать личные переживания. К примеру, когда у сотрудника проблемы дома или просто плохое настроение.
Менеджеру важно научиться предупреждать проявления разногласий в коллективе. Для этого следует принимать участие в тренингах, повышении уровня корпоративной этики и культуры, а также организовывать мероприятия для создания приятной атмосферы и дружелюбного отношения между сотрудниками.
Более подробно о тактиках поведения в конфликте — в этой нашей статье.